Право

Журнал «Право и экономика», N 8, август 2015 г

Неоднородная правовая природа принципа недискриминации порождает необходимость изучения особенности его применения к конкретным правоотношениям как с точки зрения доктрины международного права, так и практики. Становление принципа недискриминации неразрывно связано с процессом формирования международного права. Учитывая тот факт, что в доктрине отсутствует единый подход в отношении вопроса соотношения международного публичного права и международного частного права, стоит отметить, что появление совокупности новых норм и принципов, среди которых также был принцип недискриминации, и соответствующих отраслей неразрывно связано с «распадом» международного права на две составные части: международное публичное право и международное частное право*, и конкретизацией принципа в отдельной отрасли права

Актуальные проблемы российского права. 2014. №7 (44) июль

В статье анализируется недостаточно изученное в отечественной литературе право ВТО. Учреждение ВТО в 1995 г. и последующее взаимодействие права ВТО с национальным правом стран-членов породило проблему «прямого эффекта» Соглашений ВТО. Соглашение об учреждении ВТО устанавливает, что все соглашения (за исключением двух соглашений с ограниченным числом участников) обязательны для ее членов. Однако конкретно не уточняет, оказывают ли его положения «прямой эффект» на правовые системы государств-членов. Стоит заметить, что, несмотря на присутствующие сомнения ряда государств относительно «прямого эффекта» Соглашений ВТО, право ВТО превратилось в систему норм и принципов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, связанных с меж- дународным торговым оборотом. Сравнительно-правовой анализ нормативно-правовых актов основных торговых партнеров-членов ВТО позволил определить складывающиеся подходы разрешения проблемы «прямого эффекта» Соглашений ВТО во внутригосударственном праве. Дальнейшее развитие права ВТО как нового инструмента регулирования международной торговли позволяет обозначить разветвленный комплекс норм, регулирующих различные аспекты международной торговли, различающихся по своей юридической силе и содержащихся в «пакете соглашений ВТО», решениях/резолюциях ВТО и его органов и внутренних регламентах органов ВТО 

В свете присоединения Казахстана к ВТО возникает необходимость всестороннего анализа принимаемых государствами обязательств в соответствии с правом ВТО. В рамках многосторонних переговоров ряд западных стран стремится добиться принятия Казахстаном более жестких обязательств, что напрямую затрагивает правовую систему Таможенного союза ЕАЭС. В целях минимизации возможных рисков, связанных с последующей унификацией и гармонизацией на уровне ТС, Казахстану целесообразно формировать такой объем обязательств, который в максимальной степени будет соответствовать обязательствам всех государств- членов ТС 

В настоящее время рост объемов международной торговли продовольствием все отчетливее ставит на передний план вопросы и проблемы пищевой безопасности в рамках ВТО.

Поскольку ЕС является участником ВТО в качестве таможенной территории, правовое регулирование пищевой безопасности ЕС должно осуществляться с учетом права ВТО посредством гармонизации норм в продовольственной сфере права ЕС. В унифицированном правовом режиме международная торговля продуктами питания становится эффективнее. Но для повышения эффективности право ЕС должно соответствовать нормам права ВТО 

Официальный сайт ФГБУ «ВГНКИ» 2015 г.

Отделом международно-правового взаимодействия и управления рисками в системе ВТО и других международных организаций ЦАР ФГБУ «ВГНКИ» подготовлен к публикации материал о совершенствовании защитных мер по обеспечению безопасности продовольственного сырья и пищевой продукции. Их экономический и правовой аспект. Текст написан под редакцией Федосова Ярослава Константиновича 

Официальный сайт ФГБУ «ВГНКИ» 2015 г.

Вопросы национальной безопасности одни из важнейших в политике любого государства, и мирового лидера, и развивающихся стран. Продовольственная же безопасность — глобальная часть безопасности всеобщей. Импорт и экспорт. Рост уровня жизни и потребления продуктов питания — как влияют эти факторы на сельскохозяйственный сектор вообще и производство сельской продукции в частности на примере ведущих стран мира.

Статью подготовил Отдел международно-правового взаимодействия и управления рисками в системе ВТО и других международных организаций ФГБУ «ВГНКИ» под редакцией Федосова Ярослава Константиновича 

Официальный сайт ФГБУ «ВГНКИ» 2013 г.

В чем, по Вашему мнению, основные сложности регулирования рынка ГМ-продукции?

Дискуссия в отношении использования ГМО не утихает по сегодняшний день. Одни считают, что производство ГМО-продукции является оправданным шагом, другие утверждают, что ГМО является «едой Франкенштейна», – говорит Ярослав Федосов, руководитель ЦАР. – Пока Европа и США, а вместе с ними и большая часть развитых стран продолжают спорить о положительных и негативных воздействиях ГМО на организм человека и биосферу, Россия четко определила свой курс, начав ужесточение национального законодательства в сфере ГМО: продукция безопасная – это продукция без ГМО. Для разработки серьезной нормативно-правовой базы по регулированию ГМО-продукции без анализа зарубежного положительного опыта стран не обойтись 

Официальный сайт ФГБУ «ВГНКИ» 2013 г.

Судьбы наций зависят от того, как они питаются.
А. Брийя-Саварен, французский судья и писатель.

Проблемы обеспечения безопасности и качества пищевой продукции, поставляемой из стран ЕС, приобрели особую степень актуальности непосредственно после вспышек болезни Шмалленберг, губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота (коровьего бешенства), инфекционной катаральной лихорадки (блютанга) и обнаружения ДНК конины в мясной продукции 

Официальный сайт ФГБУ «ВГНКИ» 2013 г.

После вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО) который раз приходится вводить временные ограничения на ввоз той или иной продукции, подконтрольной Россельхознадзору, в связи с нарушениями международных обязательств государствами-партнерами Российской Федерации.

Вопрос, касающийся введения временных ограничений в связи со вспышкой болезни Шмалленберг, примечателен тем, что показывает изменения, которые произошли с момента вступления Российской Федерации в ВТО – необходимость нашего государства более активно участвовать в международных интеграционных процессах, изменение нормативно-правовых актов национального и наднационального законодательства 

Официальный сайт ФГБУ «ВГНКИ» 2013 г.

Урегулирование возникающих межгосударственных споров является одним из центральных столпов многосторонней торговой системы и особым вкладом Всемирной торговой организации (далее – ВТО) в обеспечение общей стабильности мировой экономики. Из материалов, представленных на официальном сайте ВТО, следует, что отсутствие действенной системы урегулирования споров, включающей определенные нормативные правила, не позволило бы многосторонней торговой системе быть столь эффективной в целом, так как разрешение конфликтов позволяет обеспечить соблюдение всех взятых на себя обязательств государствами – членами ВТО в рамках существующего международного права. Процедура разрешения споров в рамках ВТО основывается на верховенстве закона, что придает торговой системе более безопасный и предсказуемый характер. Система разрешения споров основана на четко определенных принципах, с установленными процессуальными сроками для разрешения дела. В первой инстанции решения выносятся на основании отчета Экспертной группы (англ. Panel), затем они могут быть одобрены (или отклонены) полноправными членами ВТО на основе консенсуса. Также возможно рассмотрение спора в апелляционном органе исключительно по вопросам материального права 

Официальный сайт ФГБУ «ВГНКИ» 2013 г.

«Международная торговля — это очевидный факт,
породивший все международное право»1
.

Данная статья направлена на исследование предпосылок создания и эволюции правовой системы ГАТТ/ВТО, ее значимость для разрешения возникающих на практике претензий и споров, в том числе в аграрном секторе экономики, а также на рассмотрение некоторых отличительных черт права ВТО, актуальных для Российской Федерации